Несколько слов о формате Ambisonics

Сначала звучание было монофоничеким (одноканальным).
В какой-то момент качество звучания, реализуемое монофоническими (одноканальными) системами перестало удовлетворять слушателей.
В конце 50-х годов начали распространяться стереофонические (двухканальные) системы воспроизведения звука. Сегодня формат стерео является основным стандартом звуковоспроизведения, однако и он не свободен от недостатков. Хотя стереофонические системы и создают эффект пространственного звучания, стерео панорама получается плоской и ограниченной углом между направлениями на громкоговорители. Такое звучание в значительной степени лишено естественности реального звукового пространства, в котором человек способен воспринимать источники звука практически со всех направлений как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях, и оценивать, хотя порой и с ошибками, расстояние до них.
Следующим шагом в развитии многоканальных систем звуковоспроизведения было квадрофоническое (четырехканальное) звуковоспроизведение. В начале 70-х было разработано несколько конкурирующих и несовместимых друг с другом квадрофонических систем. Однако, в силу ряда причин, квадрофонические системы не получили широкого распространения и через несколько лет действия по их продвижению на рынок прекратились.
Технология Ambisonics появилась в 1970 году в результате британских академических исследований. Она предназначена прежде всего не для имитации пространства, а для записи с сохранением реальной звуковой картины. При использовании многоканальной записи возможна имитация круговой (три канала) и сферической (четыре канала) панорамы. Существует матричная система UHJ, позволяющая кодирование сделанной по технологии Ambisonics многоканальной записи в два канала. Результат кодирования совместим со стерео и моно. Наряду с двухканальным, возможно и многоканальное воспроизведение записей, сделанных по технологии Ambisonics. При использовании четырех каналов воспроизведения (то есть четырех независимых акустических систем) можно получить круговую панораму. Для сферической панорамы необходимо шесть каналов, возможно использование и большего количества акустических систем. Выпущено более шестисот CD (в основном с классической музыкой), записанных по технологии Ambisonics.
Как показали многочисленные исследования и эксперименты, система Ambisonics имеет ряд преимуществ перед системой 5.1:
– она обеспечивает создание полного пространственного образа не только в горизонтальной области, но и с учетом высоты («перифония»), если имеется возможность передачи по четырем каналам с помощью UHJ кодирования;
– пространственный образ не ограничивается узкой стереозоной, а может быть сформирован при широком распределении слушателей;
– расположение громкоговорителей может быть достаточно свободным (в состав декодера входит контроль расположения громкоговорителей);
– кодирование по системе UHJ позволяет передавать сигнал по одному, двум и более каналам, обеспечивая хорошую совместимость с моно, стерео и другими системами.
Таким образом, система Амбисоник открывает новые творческие перспективы, предоставляя возможности перемещения источника звука в любом направлении, вращения пространственного образа, панорамирования по полной сфере, стабильности и полного контроля ширины стереообраза и т.д. Несмотря на то, что система Ambisonics была создана еще в 1980-е, она, в отличие от системы Dolby-Surround, не получила такого широкого распространения, в основном из-за отсутствия необходимой финансовой поддержки.
В настоящее время система используется для записи живого звука с помощью микрофонов типа Soundfield с соответствующими кодерами. Многие выдающиеся артисты с помощью звукорежиссеров – энтузиастов новой системы записали свои альбомы с использованием технологии Амбисоник, которые отмечены за высокое качество звучания. Это такие артисты, как: Alan Parsons (Stereotomy), Tina Turner (Break EveryRule), Steve Hackett (Till We Have Faces), Adrian Legg (Lost For Words) и Paul McCartney (Liverpool Oratorio).
В Галерее Экспериментального Звука-21 работа с многоканальными концертными системами и совмещения пространственного звука с импровизационными практиками имеет уже почти десятилетнюю историю. Одним из первых крупных проектов в этом поле можно считать «Психоакустические медитации» - серию из восьми квадрофонических концертов в формате Амбисоник, которую, начиная с весны 2006 года, провёл Николай Рубанов при активном содействии директора ГЭЗ-21 Сергея Бусова и звукорежиссера Дмитрия Ялкина.
Следующим этапом работы было создание в мае-июне 2013 года арт-директором ГЭЗ-21 Андреем Поповским и звукоинженером Борисом Шершенковым проекта «Лаборатория электроакустической музыки» при Галерее Экспериментального звука (ЛЭМГЭЗ или LEMESG). Целью проекта - дать как можно большему числу импровизационных музыкантов возможность работы с многоканальными системами и пространственным звуком в различных вариантах их творческого переосмысления – многоканальной музыки, пространственной акусматической импровизации, моделирования звукового поля, звуковых и аудиовизуальных перфомансов. Технической базой проекта стала восьмиканальная биквадрофоническая система звуковоспроизведения, выполненная в Lo-Fi эстетике.
Всего за период 2013-2014 года в рамках Лаборатории прошло 16 событий, среди которых выступление и воркшоп польского композитора Дариуша Мазуровского, концерт канадского дуэта RUST, аудиовизуальный перфоманс петербургской формации Coaxil, пространственное исполнение камерной пьесы Юрия Акбалькана 5.1.1, а также презентации сольных и совместных проектов музыкантов Антона Мизенко, Андрея Поповского, Владимира Грига, Дмитрия Шубина, Николая Рубанова, Игоря Поцукайло (Bardoseneticcube), Владимира Лучанского, Дениса Сорокина, Антонины Поздняковой, Александра Маркварта, Бориса Шершенкова и других.